Словарь

В мире миниатюрных и кукольных композиций, в описании материалов, приёмов работы итд. иногда встречаются слова, неизвестные широкому кругу читателей.

Мы хотим, чтобы наш сайт был удобен, понятен для посетителей. Поэтому приводим список специальных терминов с расшифровкой. Здесь так же есть краткое описание необычных видов рукоделия и изобразительного искусства.
Слова расположены в алфавитном порядке.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ Э  Ю  Я

А

  • Алмазная мозаика: выкладывание рисунка стразами по схеме.
  • Амигурами: вязание крючком маленьких фигурок животных.
  • Аналоговая кукла: кукла-подделка. Аналоговыми 12 дюймовыми куклами принято называть "клонов" кукол Барби.
  • Ангоб: роспись жидкой глиной по керамическому изделию до обжига.
  • Анкарс: соединение техники фриволите с бисером, бусами, камнями, металлическими нитями. В этой технике часто делают украшения.

Б

  • Бандероль: (франц. banderole- ремень, перевязь). Декоративный мотив в виде извивающейся ленты, полосу ткани.
  • Барельеф: выпуклый рельеф, выступающий над фоном не более, чем наполовину, в отличие от горельефа.
  • Бисквит: матовый фарфор, без глазури.
  • Бонсай: (японск. - буквально: выращенное на подносе). Искусство выращивания миниатюрных копий деревьев.
  • Бордюр: (франц. bordure- окаймление, окантовка). Полоса, обрамляющая изображение. В отличие от рамы, изготовленной из другого материала, бордюр не отличается по материалу, но имеет более сложный орнамент.
  • Бульки: металлические приспособления для изготовления искусственных цветов из ткани. Чаще всего это насадки-шарики разного размера. Их разогревают и формуют им лепестки цветов.

В

  • Вайнеры: молды для керамической флористики. Но в отличие от обычных молдов они мягкие, из силикона. И состоят из двух половин, так что лепесток можно формировать одновременно с двух сторон.
  • Вайрворкинг (wrapping): изготовление украшений методом скручивания проволоки разной толшины с добавлением бусин, камней, бисера, без пайки и литья.
  • Волюта: (итал. voluta- катать, скатывать). Архитектурная или мебельная деталь в форме спирального завитка.

Г

  • Геометрическая резьба: узор из правильных геометрических фигур, расположенных симметрично.
  • Гильоширование: (от франц. guilloshis- наносить узор из волнистых линий). Термин имеет два значения:
    1. Создание на деньгах, ценных бумагах узора в виде густой сетки волнистых переплетающихся линий. Используется для защиты.
    2. Выжигание по ткани ажурного узора выжигальным аппаратом. Можно использовать только синтетические ткани.
  • Глиттер: мелкие светоотражающие частицы, микроблестки. Используются в косметике и рукоделии. Бывает двух основных видов: рассыпной и в смеси с жидкостью, гелем.
  • Горельеф: скульптурный выпуклый рельеф, выступающий над фоном более, чем на половину высоты, высокий рельеф, в отличие от барельефа.

Д

  • Декупаж: (от фр.-decouper-вырезать). Украшение поверхности чего-либо вырезанными и наклеенными картинками.
  • Диковина в бутылке: широко известны корабли в бутылках, собранные через горлышко. А диковиной в бутылке называется композиция любой другой тематики, тоже собранная в бутылке.
  • Диорама: (от др. греч. dial–через, сквозь и horam–вид, зрелище). В миниатюре–открытая композиция. В отличие от румбокса–закрытой витрины. Без стенок или с одной стенкой, если стенок три, то они расходятся в виде трапеции.

З

  • Зернь: ювелирная техника при которой маленькие шарики напаиваются на основу. Часто зернь дополняет скань.
  • Золотое сечение: пропорция, при которой большая часть относится к меньшей так, как целое к большей части.Приблизительно равно 1,62. Часто эта пропорция используется при создании композиции. Но только этим числом не исчерпываются гармоничные пропорции. Существует и второе золотое сечение, приблизительно равное 1,27.

И

  • Изонить: создание изображения нитью путем натягивания её на плотную основу (картон). Часто для фона используется бархат, бархатная бумага, а нити шелковые блестящие или металлизированные.
  • Игольное кружево: техника, в которой ажурный азор вышивается иглой, но совсем без опоры на ткань (для опоры может использоваться бумага, которая потом удаляется). Именно отсутствие в этой работе ткани отличает игольное кружево от родственной техники - ажурной вышивки.
  • Икебана: традиционное японское искусство составления композиций из живых цветов.
  • Инкрустация: вставка одного материала в другой. Часто имеется ввиду работы по дереву, в этом случае инкрустация - это вставка в дерево другого материала (перламутра, металла), в отличие от интарсии.
  • Интарсия: вставка в деревянную основу других пород дерева, отличающихся по цвету и фактуре. Маркетри - частный случай интарсии.
  • Интерферирующая краска: краска, которая меняет цветь под разными углами.

К

  • Кабошон: камень, обработанный округло, а не граненый.
  • Канитель: материал, использующийся в золотом шитье. Очень тонкая пружинка, свитая из золотой или серебрянной проволоки. Нарезается на кусочки, нанизывается на иглу с нитью и пришивается.
  • Каннелюра: продольный желобок на колонне.
  • Карвинг: искусство художественной резки по овощам и фруктам.
  • Каффы: большие серьги, охватывающие ухо. В отличие от обычных серег позволяют украсить не только мочку, но и все ухо. Не требуют пирсинга (дополнительных проколов).
  • Керамическая флористика: создание реалистичных цветов изспециального сорта полимерной глины, который может очень тонко раскатываться и передавать любую фактуру, её можно окрашивать в любые цвета. "Керамическая" - название очень условное, к настоящей керамике не имеет отношения. Пластика для этого вида творчества не запекается, застывает на воздухе.
  • Киригами: создание фигурок и форм из бумаги. В отличие от оригами используются ножницы и клей.
  • Китч: явление массовой культуры, характеризующееся безвкусицей, аляпистостью, крикливостью цветов, отсутствием чувства стиля. Китч не следует путать с эклектикой.
  • Клюкарза: стамеска с продольным изгибом, стамеска-крючок.
  • Картуш: (франц. cartouche- свёрток). Мотив в виде полуразвёрнутого, часто с надорванными краями рулона бумаги, свитка.
  • Квиллинг: искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спираль узких и длинных полосок бумаги, бумажная филигрань.
  • Коклюшки: палочки для кружевоплетения, на которые наматывается нить.
  • Коллаж: (от французского collage - наклеивать). Прием в изобразительном искусстве, при котором на основу наклеиваются различные другие материалы и фактуры: вырезки из журналов, куски обоев, газет, лоскуты ткани, осколки стекла и прочее.
  • Контурная резьба: рисунок вырезается по контуру и представляет собой резные двугранные или полукруглые канавки. Появилась одной из первых, используется в изготовлении мебели.
  • Кракелюр: (от фр. craquelure-трещинки). В декоративно-прикладном искусстве эффект растрескивания краски, лака. Это придаёт произведению дух "старины", особый шарм, интересную фактуру.
  • Кукла БЖД (BJD): Шарнирная кукла. Современные шарнирные куклы делаются из полиуретана. Им можно придать любую позу. Части куклы скреплены резиновым шнуром. Составные части кукол имеют одинаковый формат, подходят друг другу, что предоставляет возможности для творчества.

Л

  • Лэмпворк: изготовление узорных бусин из стеклянных разноцветных палочек-заготовок путем их нагревания и расплавления на горелке.

М

  • Мандала: (от санскритского "круг", "диск"). Узор в виде круга, в который вписаны другие геометрические фигуры (треугольники, звезды, квадраты). По правилам в круг вписывается квадрат, потом опять круг. Мандала симметрична, имеет четко выраженный центр, ярко и красиво окрашена. Это изображение используется в психотерапевтических техниках.
  • Макраме: узелковое плетение. Плетут макраме из шнурков или туго скрученных нитей, иногда дополняя бусинами. Способом макраме делают сумочки, ремешки, кулоны и многое другое.
  • Маркетри: (от фр. marqueteries-размечать, расчерчивать). Техника деревянной мозаики, составление рисунка из листов шпона разных пород. Один из видов интарсии.
  • Медальон: (франц. medalion- буквально "большая медаль"). Изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении.
  • Миздухики: японское традиционное искусство завязывания декоративных узлов.
  • Молд: форма, в которой отливают куклы. Так же называют форму для отпечатка фактуры на листе, лепестке в керамической флористике.
  • Молдинг: (от англ. molding/moulding-литьё, литая деталь). Декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования стен, потолков, дверей каминов итд.
  • Мордан: клей или лак для потали. Бывает на спиртовой основе (быстро сохнет), на водной (среднее время высыхания) и на маслянной (сохнет долго).
  • Мукла: это кукла с огромным бюстом, огромными губами и очень странными большими глазами. Изобретение современной художницы Полины Волошиной.

Н

  • НРФБ: (от англ. Never Removed the Box)- кукла в первозданном виде, никогда не достававшаяся из коробки.
  • Насечка: (тауширование) инкрустация какого либо материала металлом, металлической проволокой, вбиваемой в бороздки.

О

  • ООАК: (One Of Kind, единственная в своём роде)- это кукла, которая существует в единственном экземпляре. Также это относится к куклам, фабричный дизайн которых был кардинально изменён художником до неузнаваемости.
  • Оригами: искусство создания объемных фигурок, форм из листа бумаги. Применяется только складывание бумаги различным образом. Ножницы и клей не используются в отличие от киригами.
  • Ошибана: картины из высушенных трав, листьев и цветов.

П

  • Пальметта: (франц. palmette). Орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пучка пальмовых листьев.
  • Папье-маше: От французского "жеванная бумага". Материал для формовки, состоящий из измельченных бумаги, картона в смеси с клеевой основой.
  • Патина: пленка, налет, возникающий от времени. В декоративно-прикладном искусстве часто применяется искусственная патина, для придания старинного, благородного вида изделию.
  • Партворк: (дословный перевод с английского: часть работы). Периодическое издание, например журнал, посвященный определенной тематике. Состоит из выпусков, выходящих каждую неделю или две на протяжении одного или двух лет. К журналу прилагается элементы коллекции, детали модели, которую надо собрать, DVD- диски, папка в которую предлагается собирать журналы.
  • Петчворк: лоскутное шитье, сшивание разнообразных кусочков ткани в единую композицию.
  • Полимерная глина: общее собирательное название пластических масс для лепки. Как правило, с обычной глиной не имеет ничего общего. Бывает двух основных типов: запекаемая - затвердевает при обжиге, например, в духовке и самоотвердевающая - застывает на воздухе. Отдельный вид - полимерная глина для керамической флористики.
  • Поталь: Недорогой имитатор сусального золота. Тончайшие листки металлической фольги. Кроме золотого бывает серебрянного, медного и бронзового цветов, реже других цветов. Встречается в виде листов, смотрится ка блестящий литой металл. Или в виде хлопьев, дает мерцающий блеск. Наклеивается на основу при помощи мордана.
  • Проливка: метод неровного окрашивания различных поверхностей, имитирующих разные материалы (например, при создании каменных стен в кукольных домиках).

Р

  • Раппорт: (от французского rapport-приносить обратно). Базовый элемент узора, который многократно повторяется.
  • Реборн: кукла-младенец с гиперреалистичной анатомией.
  • Рельефная резьба: то, что мы знаем под названием "Татьянка".
  • Реплика: В отличие от копии, повторение художественного произведения, которое может отличаться от оригинала размерами, некоторыми деталями, колоритом.
  • Розетка: симметричный узор в круге.
  • Румбокс: (от англ. room-комната и box-коробка. Дословно: "комната в коробке"). Небольшая витрина, представляющая комнату или её часть. Как правило, принятого масштаба 1:12.

С

  • Скань(филигрань): (от древне-русского скать, свивать) вид ювелирной техники, ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой в верёвочку. Часто скань дополняется зернью. Также в кружевоплетении более толстые нити, перевитые верёвочкой.
  • Сколок: от слова "колоть". Используется в кружевоплетении на коклюшках. Картон с нанесенным рисунком и с проколами в местах втыкания булавок.
  • Сквозная (пропильная) резьба:
  • узор прорезается насквозь, фон удаляют.
  • Скрапбукинг: (англ. scrapbooking, scrap-вырезка, book- книга, "вырезка из книги"). Вид рукоделия, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных альбомов, фотографий, открыток и тд.
  • Стамеска: плотничий или столярный  ручной режущий инструмент , используется для выборки небольших углублений в древесине.
  • Статичная кукла: неподвижная кукла, кукла-статуэтка. Обычно зафиксирована на подставке. Это наиболее распространённый тип художественных кукол. Встречается частичная артикуляция: поза куклы не может быть полностью изменена, но отдельные части тела подвижны.
  • Стек: инструмент, использующийся для лепки. Представляет из себя палочку с концами разной формы (конической, круглой, лопатообразной и др.)
  • Стимпанк: ретро-футуристический стиль, подражание реальности 2-ой половины 19века, стилизованный под викторианский период. Футуристичность здесь в мыслях о развитии паровых технологий. Материалы: медь, сталь, бронза, потемневшее дерево, кожа, кирпич. Тональность: сажа, сепия, смог, задымленность. Детали: шестеренки, валики, рычаги, пружины.

Т

  • Тедди: В России известен как плюшевый мишка. Изготовление игрушечных медведей стало одним из особых направлений творчества.
  • Темари: японский вид рукоделия. Это вышивка на шарах геометрического характера.
  • Тильда: В нашем, российском понимании тильда–это текстильная набивная кукла. Хотя, строго говоря, тильда это текстильная кукла определённого стиля, родоначальницей которого является норвежская художница Тони Финангер.
  • Топиарий: изначально искусство художественной стрижки растений. Оно породило вид рукоделия - создание миниатюрных деревьев, как правило с шарообразной кроной. Материалы используются разные: сухие веточки, листья, бумага, искусственные цветы, конфеты, бисер и другие.

У

  • Уникат: экземпляр куклы. созданных непосредственно скульптором. Изготавливается автором в единичном экземпляре. Этот экземпляр в дальнейшем может быть передан кукольной фабрике (как эталон молда) для серийного выпуска кукол.

Ф

  • Фетлинг: валяние из натуральной шерсти. Бывает двух основных видов: сухой и мокрый. Сухим способом делают объемные формы: фигурки, игрушки, бусины. Мокрым получают полотнище, войлочный пласт, из которого можно сделать одежду, сумки, картины.
  • Филе, филейные работы: ажурный узор, кружево, выполненное по сетке. Бывает вышитым или имитация - ажур, вязанный крючком. Может быть прямым (ячейки сетки квадратные) или косым (ячейки в виде ромбиков).
  • Фрактал: структура, состоящая из частей, подобных целому. Хотя фрактал и является математическим понятием, но изображенный графически это очень красивый абстрактный узор.
  • Фриз: декоративная композиция в виде горизонтальной полосы.
  • Фриволите: вид кружева, который плетут челноками. Представляет из себя комбинацию дуг и пико. Из этой техники развился анкарс.
  • Фриформ: (от английского "свободная форма"). Вид вязания крючком. Основное отличие - нерегулярность узора, свободный полет фантазии. Как правило, составляется из отделных элементов, имеет многоцветную палитру, в вязании сочетаются самые разные приемы, объем и ажур, дополняется бусинами.
  • Фьюзинг: (от английского спекание, сплав) техника спекания стекла при высокой температуре. Фрагменты, выложенные из разноцветного стекла вплавляются друг в друга.

Х

  • Хендмейд: дословно с английского - сделанное руками. Ручная работа, рукоделие.
  • Холодный фарфор: вид пластики, материал для керамической флористики. Но с настоящим фарфором не имеет ничего общего. Назвыается "холодным" потому, что не требует обжига.

Ч

  • Чеканка: создание рисунка на металле путем выбивания его на металлическом листе.

Ш

  • Шебби-шик: в переводе с английского означает"потёртый, потрёпанный, поношенный". Такой стиль очень популярен у "домушников. Потёртые стены и мебель очень часто встречаются в кукольных домиках.  Преобладает нежный светлый колорит. Характерны для этого стиля цветы, цветочные мотивы, кракелюр.
  • Шеллак: лак на основе природной смолы, которую добывают из насекомых-червецов. Таким лаком покрывают мебель, когда нужно добиться эффекта мебели "под старину". Шеллак обладает высоким глянцем и янтарным оттенком.

Э

  • Эгреты: украшения для вечерней прически или шляпы из перьев экзотических птиц.
  • Эклектика: соединение разных стилей, произвольный выбор, обилие декора. Эклектика была характерна для европейской архитектуры 1830-1890гг. Часто в среде профессионалов это название носит негативный характер. Но все же сама по себе эклектика не является безвкусицей, в отличие от китча. С художественным чутьем соединенные разностильные элементы могут давать интересный эффект.
  • Энкаустика: живопись восковыми красками. Краска наносится в расплавленном виде.
  • Эпоксидная смола, эпоксидка: прозрачный материал, который используется как самостоятельно, так и в качестве клея. Двухкомпонентный, состоит из основы и отвердителя, застывает при их смешивании. Может быть окрашен специальными красителями для эпоксидной смолы или выпускаться уже окрашенным. Применяется в изготовлении бижутерии, а в миниатюре часто для имитации жидкости.

Ю

  • юбинуки: японский вид рукоделия. Представляет из себя необычные наперстки в виде кольца, которые одеваются на средний палец, среднюю фалангу. Юнибуки полностью покрыт декоративными стежками, образующими геометрический узор.